Западно-КазахстанскаяобластьЧингирлаускийрайонсело Чингирлау Чиликская средняя общеобразовательная школа им.Л.Кылышева
Бисенгалиева Гульнара Бакытжановна директоршколы
УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
«Не так важно, что мы собираемся делать, намного важнее, с кем мы собираемся сделать»
Джим Коллинз
В период модернизации казахстанской системы образования центральным звеном успешности становится поиск новых подходов в управлении школой. В настоящее время практика управления с позиции функционирования перестает быть эффективной. Сегодня процесс управления школой следует рассматривать с позиции ее развития, потому что разносторонне развитую личность можно сформировать только в условиях развивающейся школы.
Современная школа – это открытая организационная система. Как и всякая система, школа характеризуется такими свойствами, как целостность, целенаправленность, управляемость, открытость, связь с социумом, способность к саморазвитию и др. Учет этих особенностей – важнейшее условие эффективного управления, ноодновременно и основная трудность практики управления школой.
Тенденции мировой практики управления развитием школы, опыт зарубежных коллег убеждают в том, что сегодня недостаточно организовать четкое функционирование всех структур школы. Современная школа, представляющая собой сообщество педагогов и учащихся, должна соответствовать вызовам, требованиям и ожиданиям, возможно даже опережать время, участвовать в формировании современных культурных ценностей. Это ставит перед коллективом и его руководством цель-создание инновационной образовательной среды школы, где каждый учитель готов активизировать свою профессиональную позицию, исследовать свою практику преподавания, анализировать результаты работы для ее самосовершенствования. Чтобы организовать работу коллектива школы в режиме развития, руководителю необходимо обладать качествами лидера.
Важной особенностью для руководителя является умение не только выстроить видение, образ своей школы и перспектив ее развития, но и подчинить свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели.
Помочь в этом может применение 7 навыков и 11 стратегий эффективного лидера по Стивену Кови. Именно они могут стать ключевыми элементами в работе. Эти навыки необходимо стараться вырабатывать в процессе управления. Следование стратегиям эффективного лидера требует от руководителя умения не только четко формировать цели и задачи, быть последовательным, контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы, руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения. Не менее важно, что руководитель должен развить в себе внутреннее ощущение и самовосприятие с позиции лидера. Это значит, что он должен быть полон решимости и энтузиазма, иметь высокие цели, укреплять доверие в коллективе, развивать умение вести диалог, осуществлять энергичное и эффективное управление, а также продолжать развиваться профессионально и культурно, контролировать чтобы подчиненные имели такую возможность.
Важной особенностью для руководителя является умение не только выстроить видение, образ своей школы и перспектив ее развития, но и подчинить свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели.
Помочь в этом может применение 7 навыков и 11 стратегий эффективного лидера по Стивену Кови. Именно они могут стать ключевыми элементами в работе. Эти навыки необходимо стараться вырабатывать в процессе управления. Следование стратегиям эффективного лидера требует от руководителя умения не только четко формировать цели и задачи, быть последовательным, контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы, руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения. Не менее важно, что руководитель должен развить в себе внутреннее ощущение и самовосприятие с позиции лидера. Это значит, что он должен быть полон решимости и энтузиазма, иметь высокие цели, укреплять доверие в коллективе, развивать умение вести диалог, осуществлять энергичное и эффективное управление, а также продолжать развиваться профессионально и культурно,контролировать чтобы подчиненные имели такую возможность.
Известный исследователь менеджмента Джим Коллинз в своем труде «От хорошего к великому» утверждает: «Не так важно, что мы собираемся делать, намного важнее, с кем мы собираемся сделать». Поэтому мне бы хотелось рассказать об опыте работы команды нашей школы. В соответствии со стратегией школы, мы ставим следующие приоритеты:
«Способствовать повышению интеллектуального потенциала Казахстана, воспитанию высоконравственной интеллектуальной личности, имеющей сформированные компетенции лидера». При практике командного лидерства бремя преодоления «препятствия» распределяется на всех и соответственно повышается потенциал производительности команды. В связи с этим необходимо создание школьного сообщества, включающего и учителей, и родителей, и учеников, и всех сотрудников школы, готовых к обучению в течение жизни, сотрудничеству, рефлексии своих действий, открытых к диалогу, вдохновению и творчеству, профессиональному развитию, командному духу.
Построение нашей команды предполагает несколько шагов:
Для реализации наших стратегий мы нашли один из путей выхода к высокоэффективной школе-развитие Программы лидерства внутри школы.
Программа по лидерству способствует развитию взаимодействия в коллективе, организации вовлеченности, социальному осознанию, самоуправлению процессом изменения, самоосознанию членов коллектива, приводящие к влиянию на стили мышления, политику деятельности, мотивацию.
Ключевыми шагами Программы являются определение целей и приоритетов: во имя чего мы работаем? Чего ждут от нас родители и ученики? Чего хотят от нас общество, правительство? Значит, в первую очередь, наша команда должна иметь четкие цели и понимать наши приоритеты, она должна обеспечить понимание этого всеми членами коллектива и создать атмосферу доверия для сотрудничества, найти те инструменты, с помощью которых возможно измерить результаты поставленных целей и выделенных приоритетов.
Лидерство во имя эффективности и развитие эффективной команды-вот важнейшие приоритеты школьного лидера. Важными составляющими эффективного лидерства являются эмоциональный интеллект и резонансное лидерство, позволяющие создавать атмосферу вдохновения, вовлеченности в процесс взаимодействия в сообществе педагогов, родителей и учеников, проявлять страстность в исполнении своих обязанностей, согласованность в принятии решений, зарождение распределенного лидерства.
Формула успеха в образовании: Знание, мышление и лидерство, умноженные на этику!
(Майкл Барбер)
Цель и задачи деятельности лидеров нашей школы.
Целью деятельности лидеров является создание условий для дальнейшего усовершенствования школьной практики и профессионального роста учителей на рабочем месте.
Задачи деятельности лидеров:
Управление процессом развития мотивации профессионального роста учителей
Консолидация сообщества учителей готовых и желающих работать над совершенствованием школьной практики;
Гибкое реагирование на изменяющиеся потребности внутри школы и социума, осуществление анализа потребностей, разработка программ развития школ с их учётом.
Направление деятельности лидеров.
Анализ проблем обучения и преподавания, синтезирование потребностей учащихся, школы, учителей разных групп
Разработка, управление реализацией программы развития школы
Консолидация работы всех групп учителей, администрации, координация работы учителей, прошедших обучение по уровневым программам для реализации Программы развития
Организация, управление проведением, анализ результатов исследований разных форматов в школе (LessonStudy, исследования в действии разных видов)
Поиск, анализ, систематизация и трансляция в практику передовых достижений, идей, технологий образования, управление развитием процесса и содержания обучения учителе в школе
Создание развитие, расширение и поддержка постоянного функционирования сетевых сообществ учителей, включение участников из других школ, методических работников региона, Networking
Пропаганда и популяризация идей Программы
Принципы деятельности лидеров.
Компетентность
Доверие и толерантность
Рефлексивность.
Диагностичность.
Принцип гибкости и готовности к изменениям.
Принцип коллаборативности
Этичность
Инициативность и вдохновленность
Валидность (соответствие идеям программы)
Механизмы деятельности лидеров.
Выстраивание системы связей и взаимодействия между учителями и администрацией.
Создание системы взаимодействия коллег с широким распределением ответственности и прав.
Налаживание взаимодействия с сетевыми сообществами других школ.
Исследования, аналитика
Коучинг
Менторинг
Мониторинговые исследования
Консалтинг
Networking
Scaffolding
Основополагающим в успехе является мотивированная целеустремленная команда. Распределенное по всем уровням организации, лидерство способно вдохновить людей и наполнить школу энергией достижения, воодушевит на успех и хороший результат.
«Успеха достигают только те люди с опытом работы в команде, которые желают использовать опыт команды» ( ЭдвардЛоуло).
В настоящее время важным этапом в формировании команды эффективных лидеров выделяется вопрос вовлеченности всех субъектов образовательного процесса школы, которые оказывают влияние на результативность и эффективность ценностно-ориентированного преподавания и воспитания.
Предстоящие реформы в образовании: внедрение 12-летнего образования, обновление содержания образования, предполагает, что большая доля ответственности ляжет на плечи руководителей школ. Эксперты ОЭСР отмечают, что без соответствующей поддержки директоры школ могут стать самым слабым звеном в реализации реформ. В этой связи для развития мощного корпуса школьных лидеров в Казахстане необходимо предпринять следующий комплекс мер:
Использованная литература:
Друкер П. (2009) . Менеджмент в XXIвеке.
Кови С.Р. (2009). Восьмой павык. От эффективности к величию. М.: Альпина Паблишерз
Кови С.Р. (2009). Лидерство, основанное на принципах. М.: Альпина Паблишерз
Коллинз Д.(2001). От хорошего к великому. М.: Манн, Иванов и Фербер.
Посмотреть новость на сайте учреждения